1. Главная
  2. Блог
  3. Методы маркетинговых исследований

Методы маркетинговых исследований

Фриланс - не только и не столько работа дома, сколько чётко выстроенная система самоорганизации и самообразования. Фрилансер не просто выполняет заказ, как исполнитель. Хороший фрилансер делает работу ответственно, ориентируясь на конечный результат, на потребности заказчика. Таких фрилансеров ищут клиенты на просторах интернет-площадок и бирж фриланса. Таким исполнителям заказчики доверяют проекты с высокими ставками.

Как создавать то, что будет работать на благо заказчика, как убедить заказчика в правильности решения?

Знание - сила!
Банально, но факт. Если мы знаем что нравится потребителю, что не нравится. Если мы знаем как покупатели выбирают товар, как они мыслят, то мы можем сформировать предложение, создать дизайн или приложение с функционалом, которые полностью соответствуют ожиданиям клиентов. Если фрилансер сам является представителем целевой аудитории - хорошо. А если нужно создать логотип сайта для молодых мам, написать продающий текст о санатории для пенсионеров и пожилых людей? Можно попробовать представить, угадать как они мыслят и выбирают, но риск ошибиться высок. Есть другой путь. Спросить.
Да, за громким названием «Маркетинговые исследования» скрывается система вопросов, ответов и проверок честности ответов.

Виды маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования условно разделяют на количественные и качественные.

Количественные

Количественные, как правило, самые простой и распространённый тип исследований. Простые, понятные и короткие вопросы, которые требуют простых ответов. Массовые опросы с сотнями и тысячами респондентов. Возможно, наши фрилансеры сами частенько становились участниками таких опросов.

«Каким оператором мобильной связи вы пользуетесь?»
«Как часто вы совершаете покупки в супермаркете?»
«За кого вы бы проголосовали, если бы выборы были завтра?»

Знакомые вопросы? Чтобы сократить время на размышления, респондентам можно дать варианты ответов. Таким образом, количественные опросы проводятся быстро и просто. Для анализа самых простых и первичных данных такой тип маркетинговых исследований хорошо подходит. Но есть и свои минусы. Для выявления трендов требуется большое количество респондентов. На город-миллионник для получения релевантных данных рекомендуется опросить не менее 3500 человек. Для простого заказчика и фрилансера-одиночки подобные цифры малодостижимы. Да, и достоверность данных полученных в результате массового пороса крайне сложно. А достоверность важна.

Качественные исследования

Лучше меньше, да лучше. Возьмём меньше респондентов для опроса, но зададим им больше вопросов, дадим посмотреть продукты, покажем варианты дизайна, обсудим важные для покупателя критерии выбора. К такому типу маркетинговых исследований относят фокус-группы и глубинные интервью. Для малого и среднего бизнеса и фриланса качественные исследования более удобный и доступный инструмент. Есть у него и ещё один большой плюс. Качественные маркетинговые исследования позволяют хорошо выявлять ложь.

Все врут
Людям свойственно врать. Любой опытный маркетолог-исследователь вам подтвердит. И чаще всего люди говорят неправду во время маркетинговых опросов и исследований с самыми благими намерениями. Респонденты часто пытаются выглядеть правильными, продвинутыми и отвечают на вопросы нечестно. Многие дают более позитивные оценки тому бренду, который проводит опрос. Ложь во имя вежливости. Чтобы понимать где правда, а где нет, маркетологи-аналитики устанавливают внутри опросников ловушки, с помощью которых выявляют правду и ложь. Классический пример такой ловушки. В списке вопросов для фокус группы для исследования предпочтений потребителей макаронных изделий быстрой варки (не путать с лапшой быстрого приготовления) первым вопросом идёт «Что для вас важно при выборе макаронных изделий?». Респондентка выбирает ответ «Полезность, органический продукт, здоровое питания». В середине опросника вопрос: «Кто в вашей семье потребляет макаронные изделия?» Ответ «Дети, муж». Как видимо, пока все хорошо, все логично. Но в конце фокус-группы модератор спрашивает «В каких случаях вы готовите макаронные изделия?». Ответ расставляет все точки над i
«Когда некогда или нет желания готовить».

Сопоставим три ответа и увидим, что в первом случае респондентка вероятно сказала неправду. И потеряв бдительность, она выдала реальную информацию. Ей важно, чтобы было вкусно, готовилось быстро. Но образ мамы и жены, которая заботится о здоровом питании, и следует современным трендам ей казался более правильным, и она хотела выглядеть немного лучше в глазах модератора и других респондентов.

В работе фрилансера важно быстро и точно определить важные для потребителей моменты. В таком случае, его рекламные материалы и тексты буду попадать в цель, будут актуальны для целевой аудитории, а, значит, будут приносить результат заказчику. В блоге интернет-биржи фриланса Gu.Ru мы публикуем полезные статьи, которые помогают фрилансерам-исполнителям постоянно совершенствовать свои навыки, осваивать новые высокооплачиваемые навыки и специализации.